Полное собрание сочинений П.Н. Краснова. Тома 1 и 2.

Мемориал-музей «Донские казаки в борьбе с большевиками» с 2018 г. начал осуществление издания давно чаемого почитателями и биографами Петра Николаевича Краснова полного собрания его сочинений.

Оно стало возможным благодаря огромному труду его составителя, Дмитрия Борисовича Марченко, автора замечательной группы VK «Литературное наследие П.Н. Краснова», где регулярно публикуются тексты русского писателя.

Д.Б. Марченко давал положительный отзыв на мою серию книг «Генерал Краснов. Монархическая трагедия», а для осуществляемого им собрания я присылал снимки малодоступных имеющихся у меня изданий «Года войны», «В житейском море» и некоторых иных. Также, в мае 2016 г. мы встречались в С.-Петербурге в Крестовоздвиженском казачьем соборе, где собралась группа энтузиастов, заботящихся о славном имени генерала Краснова, и обменивались соображениями относительно жизненного пути Петра Николаевича и его литературных трудов.

Первый том составленного Д.Б. Марченко и изданного В.П. Мелиховым собрания включает рассказы и повести, датируемые 1891-1906 годами. В основном здесь воспроизведены сборники «На озере», «Донцы», «Ваграм» и «Любовь абиссинки». Отдельными редкими находками являются: рассказ «Рождественская ночь» за 1902 г. из «Русского Инвалида» и «Затмение» за 1906 г.

С этими малоизвестными ранними сочинениями П.Н. Краснова, пока ещё не самыми искусными, но очаровательно искренними, я познакомился вплоть до 2011 г. в ходе подготовки первой части исследования «Генерал Краснов. Монархическая трагедия» и касающийся их краткий комментарий уже вошёл в книгу «Как стать генералом» (2013).

Теперь дополнительно следует отметить, что наряду с другими сочинениями и «Затмение. Действительный случай» показывает формы литературной борьбы П.Н. Краснова с подбивающей к преступному насилию ложью революционного демократизма. Краснов показывает справедливый характер наделения дворян поместьями за самоотверженную службу, возможность для каждого добиваться неординарного успеха собственными созидательными усилиями и бессмысленную опасность уравнительного разделения земли или иного имущества. Прославление Красновым заслуженного неравенства демонстрирует понимание им содержательной ценности монархического устройства Российской Империи.

Острую актуальность явно исповеданное положительное понимание Красновым монархических принципов имело в 1906 г., в год победы верности Государю Императору Николаю II над террором социалистов. Не менее поучительно это и теперь, более ста лет спустя, когда парламентские и президентские выборы с надоевшим постоянством являют ложь и бессилие демократии, служащей средством легитимации узурпаторской власти мерзавцев и преступников.

1-й том сочинений Краснова, состоящий из 628 страниц, предваряется вступительным словом от Мемориала «Донские казаки в борьбе с большевиками». Попытка представить жизнеописание П.Н. Краснова на 15 страницах не находится на уровне изученности биографии писателя к 2018 г. и похожа скорее на 2000-й.

Читателям собрания сочинений полезно будет знать, что первое довоенное путешествие Краснова по Азии происходило не в разгар боксёрского восстания 1900 г., а после его подавления союзными войсками, взятия Пекина и карательных экспедиций Вальдерзее [Д.Г. Янчевецкий «1900. Русские штурмуют Пекин» М.: Эксмо, 2008, с.26-27].

В 1917 г. Керенский не мог бежать в Псков под защиту казаков Краснова, поскольку их в Пскове не числилось. Генерал Черемисов не переходил в октябре 1917 г. на сторону большевиков [С.В. Зверев «Честное слово генерала. Гидра контрреволюции» Красноярск: Тренд, 2015, с.23-122].

Оба эти популярные заблуждения указывают на полное незнакомство анонимного автора предисловия с подлинной историей похода Краснова на Петроград и на его опору в преобладающей в эпоху революции дезинформационной лжи. Даже без упомянутых более очевидных источников, имеется разоблачающий всевозможные заблуждения шедевр Русского Зарубежья «Как большевики захватили власть» С.П. Мельгунова, познакомиться с которым было возможно, с некоторыми затруднениями, и до условного 2000 г. Чего биографы Краснова тогда не делали.

Захвативший Ставку Крыленко сам не арестовал Черемисова, который сбежал из Пскова в Петроград. А уже там был задержан и отправлен в Петропавловскую крепость 14 ноября 1917 г. [В.Д. Поликарпов «Работы Н.В. Крыленко по истории революции в армии» // «Исторические записки» М.: Наука, 1974, Т.94, с.332].

П.Н. Краснов переехал в Германию из Сантени не в 1933 г., а в апреле 1937 г. В Далевице он проживал не до конца 1944 г, а до начала 1945 г., поскольку 7 января состоялась его встреча с генералом Власовым. Пребывание в Берлине отслеживается до конца января. Если есть возможность достичь большей точности, то лучше её и держаться [С.В. Зверев «Генерал Краснов. Меч эмигранта. Последнее поражение» Красноярск: Тренд, 2015, с.215, 403].

Без ссылок на источники довольно странно выглядит утверждение, что берлинское издательство «Медный всадник» пользовалось в 1920-е при издании романов Краснова финансовой поддержкой Н.Е. Парамонова. Сближение его с БРП произошло позже, а «Медный всадник» принадлежал герцогу Г.Н. Лейхтенбергскому. Биограф самозванки Анны Андерсон, которой предоставили приют в замке Зееон, пишет, что семья герцога балансировала на грани финансовой катастрофы [Г. Кинг, П. Уилсон «Анастасия или Анна?» М.: АСТ, 2014, с.256]. По замечанию А.В. Амфитеатрова в «Стене плача», состояние герцога колоссальным не было, но его хватало и на издательские дела, и на БРП [П.Н. Базанов «Братство Русской Правды» М.: Посев, 2013, с.50].

Католическую премию за «Ненависть» Краснов получил не в 1938 г, а в 1936-м [«L’Humanité» (Paris). 1936. 8 mars. P.8].

При представляющей печальное зрелище массе явных ошибок и сомнительных деталей поверхностного пересказа, предисловие даёт перечень крупнейших литературных творений Краснова и очень прерывистым пунктиром очерчивает его судьбу.

Второй том ПСС Краснова включает повести и романы «В манчжурской глуши», «Погром», «Элла Руллит» и «Потерянные». Эти произведения, наверняка, совершенно не известны поклонникам писательского таланта П.Н. Краснова.

Мне постепенно удалось пробрести приложения к «Ниве» за 1904 г., с первой названной повестью, однако «Погром» удалось прочитать только в РНБ, не выловив нигде в собственность. Лишь упомянутая в «Как стать генералом» «Элла Руллит» и вовсе была мною прочитана только благодаря Дмитрию Марченко, как и желанные «Потерянные», остававшиеся совершенно недоступными.

Собирателям сочинений Краснова удалось извлечь «Потерянных» из газеты «Свет». Петербургская газета «Свет», предлагая программу на 1906 г., в лице её редактора В.В. Комарова была уверена, что «некогда, сильное самодержавие», бывшее гордостью русских, «задремало» и допустило бюрократическое средостенение, отдалившее Царскую власть от народа, а теперь Манифест 17 октября дал «государству народоправие, которое только развернёт силы нашего государства» [«Разведчик», 1905, №791].

В то время многие черносотенные издания поддались революционному обману насчёт зловредности бюрократического управления. Однако, как то и ожидалось устроителями созыва Г. Думы, “народоправие” её дискредитировало идею демократической выборности и рассеяло парламентские иллюзии.

«Свет» прославился как крайне правое издание, но позднее с Комаровым сполз левее, к огорчению читателей.

На «Эллу Руллит» я успел сослаться в статье «Пантеистическая интеллигенция» относительно объективности изображения Красновым движущих сил революции 1905 г. «Эллу» отличает характерный для доэмигрантского зрелого Краснова крайний драматический накал, нащупанный его предел.

Приближающиеся к такому пределу «Потерянные» прямо демонстрируют пантеистическую основу революционных воззрений и устремлений в формуле «будем как боги» [П.Н. Краснов «Полное собрание сочинений» Подольск, 2018, Т.2, с.468].

В романе изображается общество молодых революционеров, желающих поражения Российской Империи в войне с Японией и готовящих провокацию 9 января 1905 г. Фамилия Рузенберга даёт отсылку к сионисту Рутенбергу.

Упоминаемые собрания “огарков” получили такое название по орловскому обществу гимназистов, обвинения которого в разврате широко освещались в печати. Скиталец написал повесть, названную «Огарки» [Н.А. Карпов «В литературном болоте. Воспоминания 1907-1917» М.: Молодая гвардия, 2016, с.166, 192].

«Потерянные» (1907) представляют интерес в качестве подобранных П.Н. Красновым свидетельств против лжи о кровавом воскресенье, активно используемой и в последние годы демократами, лишёнными исторических познаний о Российской Империи помимо революционной пропаганды.

Главный герой «Потерянных», от лица которого ведётся повествование, метается от подчинения революционному кругу общения к симпатии русскому патриотизму и героизму Русской Армии в борьбе с внешними и внутренними врагами.

Следует отдать должное более поздней повести Краснова «Фарфоровый кролик», в которой внутренняя драма героя показана с большей глубиной и психологизмом. Если сравнивать с другими авторами, большее знание революционной среды показал и обличил М.П. Арцыбашев в романе «У последней черты» (1912), одном из самых значительных произведений русской литературы, недооценённом по политическим соображениям. Зато Краснову относительно лучше удавались образы монархистов, нежели врагов Империи, которых он знал не так близко.

В «Потерянных» образы последовательных монархистов почти отсутствуют, и в итоге роман занят решением более публицистических, чем художественных задач, что имеет особую ценность и хорошо отражает представления русских черносотенцев об Империи и революции.

Последующие тома сочинений П.Н. Краснова обещают дать самые блестящие художественные творения эпохи Российской Империи – повести «Фарфоровый кролик» и «Волшебная песня», роман «В житейском море». Довольно интригующим может стать первое появление публицистических сборников творений Краснова, представляющих его и Империю Николая II, с документальной точностью выявляющих пульс их общей жизни.

Полное собрание сочинений П.Н. Краснова показывает, насколько заслуженным является внимание к его литературным трудам, его личности и его идеям. Заказывать книги у Мемориала «Донские казаки в борьбе с большевиками» следует по адресу zackazknig@yandex.ru

Добавить комментарий