Теория новой Империи 2012

С.В. Зверев.

Теория новой Империи 2012

602049______

Книга В.В. Воложанина, В.П. Петрова «Основы теории новой Российской Империи» М.: Кислород, 2012 является довольно удачным изложением монархического принципа в его применимости к современному историческому этапу. Передача традиционного православного учения о симфонии властей дополнена анализом сложившейся теперь глобальной политической обстановки.

К числу существенных достоинств книги следует отнести отстаивание важности сословной модели. Поскольку неравенство было и будет существовать всегда, полезна именно явная иерархическая структура, устраняющая ложь о равенстве, за которой кроются самые опасные олигархические злоупотребления и всевластие деньговладельцев. Примечательна предлагаемая присяга на честное служение в рамках каждого из сословий, когда нарушение присяги ведёт устранение из сословия. Прекрасна, например, идея присяги журналистов. Такая система даёт преимущества воспитания и профессиональной компетенции, наиболее эффективно отделяя коммерческую деятельность от других форм служения.

Достойны внимания разделы по экономической теории, предлагающие альтернативу капиталистической наживе и эсхатологизму еврейского хилиазма в социализме. Накоплению богатств как самоцели, альтернативная экономическая теория противопоставляет принципиально иную постановку целей: не в богатстве, прибыли и накоплении, а в решении национальных и персональных задач.

Обзор итогов существования Российской Империи сделан по самым существенным пунктам, требующим уяснения. Единственное важное исключение обнаруживается в осудительном указании на «грех» отречения Императора Николая II (с.68, 155). Таковое могло быть сделано только при недостаточном знании о ситуации в Пскове 1-2 марта. Грех всегда есть следствие волевого решения в сторону от нравственного пути. В Пскове же обстановка ареста исключала предотвращение Императором достигаемых через заговор враждебных целей.

Ясна также и беспочвенность на построение Империи сверху – провал бесчисленных надежд на «нового Путина» за столько лет должен бы уже отвратить от самокалечащих грабленаступлений.

Пожалуй, единственным серьёзным нарушением монархического принципа в «Новой теории» является избрание Императора сословным Народным Собором на определённый срок (10 или более лет, без права переизбрания). Здесь можно увидеть некоторое потакание сторонникам демократии и желание предотвратить опасности деспотизма. При этом отменяется основной монархический принцип наследственности престола и вносится демократический элемент нестабильности: возможность предвыборных интриг, политической борьбы, зависимости от выдвигающих лиц, неподготовленность правителя. Самодержавная Монархия устраняет опасности деспотии и нестабильности преждевременным приуготовлением Наследника, нравственно независимым и имеющим Божественный, а не выборный, источник власти. Имея все преимущества перед последовательной демократией, новые «Основы теории» пасуют перед Самодержавием.

И  как показывает опыт нашего Франклин Делано Путина, конституционная сменяемость временного правителя на деле ничего никогда не гарантирует.

В общем-то, отличная источниковая база авторов страдает сильнейшим евразийским уклоном, что ярко выражено в следующем родимом пятне: «Российская православная Империя вызрела в недрах тюркской мусульманской Империи Золотой Орды» (с.179), взятом из классического «Взгляда на русскую историю не с Запада, а с Востока» Н.С. Трубецкого (1925). Этот «Взгляд» также не свойственен русскому монархизму, поскольку традиционная русская история, национальная мысль и память отождествляет судьбу России с единой Династией Рюриковичей-Романовых и находит образование русской нации и русского государства в принятии Династии и Православия, а не в Орде. Критика евразийства за преобладающий географизм и гигантоманию известна по Ивану Ильину и едва ли требует повторения.

Терминологически, в схеме «премодерна» Империя – этнос – религия – иерархия правильнее использовать нацию вместо этноса (и обратно), понимая именно под нацией перечисленное: «непосредственная, бытовая идентичность Человека Традиции: это язык, обычаи, психология и культура, жизненная программа» (с.96, 98). Именно так следует по традиционной монархической теории национализма, а не из перегруженного заимствованиями иностранных выражений современного евразийства.

Пример теории Российского Имперского Союза, выходящий далеко за пределы России и даже Славянства, как программа-максимум, может быть принят во внимание, но программа далека от реализма. Первенствующее значение сейчас имеют вопросы русского национального спасения, большей частью в рамках РФ. Поэтому именно теория «третьего пути» сейчас наиболее реальна.

Авторы новой теории Российской Империи, можно сказать, делают попытку прийти на смену «Проекту Россия», докатившемуся в 4-й книге до самоуничтожительного раскрытия авторства и даже, подумать только! – до симулякра. «Проект Россия» давал мощный мотивирующий импульс, но не имел подробной теоретической разработки, всегда снижающей производимый внешний эффект, но необходимой для глубины.

Февраль 2013 г.

Добавить комментарий