Теория новой Империи 2012
С.В. Зверев.
Теория новой Империи 2012
Книга В.В. Воложанина, В.П. Петрова «Основы теории новой Российской Империи» М.: Кислород, 2012 является довольно удачным изложением монархического принципа в его применимости к современному историческому этапу. Передача традиционного православного учения о симфонии властей дополнена анализом сложившейся теперь глобальной политической обстановки.
К числу существенных достоинств книги следует отнести отстаивание важности сословной модели. Поскольку неравенство было и будет существовать всегда, полезна именно явная иерархическая структура, устраняющая ложь о равенстве, за которой кроются самые опасные олигархические злоупотребления и всевластие деньговладельцев. Примечательна предлагаемая присяга на честное служение в рамках каждого из сословий, когда нарушение присяги ведёт устранение из сословия. Прекрасна, например, идея присяги журналистов. Такая система даёт преимущества воспитания и профессиональной компетенции, наиболее эффективно отделяя коммерческую деятельность от других форм служения.
Достойны внимания разделы по экономической теории, предлагающие альтернативу капиталистической наживе и эсхатологизму еврейского хилиазма в социализме. Накоплению богатств как самоцели, альтернативная экономическая теория противопоставляет принципиально иную постановку целей: не в богатстве, прибыли и накоплении, а в решении национальных и персональных задач.
Обзор итогов существования Российской Империи сделан по самым существенным пунктам, требующим уяснения. Единственное важное исключение обнаруживается в осудительном указании на «грех» отречения Императора Николая II (с.68, 155). Таковое могло быть сделано только при недостаточном знании о ситуации в Пскове 1-2 марта. Грех всегда есть следствие волевого решения в сторону от нравственного пути. В Пскове же обстановка ареста исключала предотвращение Императором достигаемых через заговор враждебных целей.
Ясна также и беспочвенность на построение Империи сверху – провал бесчисленных надежд на «нового Путина» за столько лет должен бы уже отвратить от самокалечащих грабленаступлений.
Пожалуй, единственным серьёзным нарушением монархического принципа в «Новой теории» является избрание Императора сословным Народным Собором на определённый срок (10 или более лет, без права переизбрания). Здесь можно увидеть некоторое потакание сторонникам демократии и желание предотвратить опасности деспотизма. При этом отменяется основной монархический принцип наследственности престола и вносится демократический элемент нестабильности: возможность предвыборных интриг, политической борьбы, зависимости от выдвигающих лиц, неподготовленность правителя. Самодержавная Монархия устраняет опасности деспотии и нестабильности преждевременным приуготовлением Наследника, нравственно независимым и имеющим Божественный, а не выборный, источник власти. Имея все преимущества перед последовательной демократией, новые «Основы теории» пасуют перед Самодержавием.
И как показывает опыт нашего Франклин Делано Путина, конституционная сменяемость временного правителя на деле ничего никогда не гарантирует.
В общем-то, отличная источниковая база авторов страдает сильнейшим евразийским уклоном, что ярко выражено в следующем родимом пятне: «Российская православная Империя вызрела в недрах тюркской мусульманской Империи Золотой Орды» (с.179), взятом из классического «Взгляда на русскую историю не с Запада, а с Востока» Н.С. Трубецкого (1925). Этот «Взгляд» также не свойственен русскому монархизму, поскольку традиционная русская история, национальная мысль и память отождествляет судьбу России с единой Династией Рюриковичей-Романовых и находит образование русской нации и русского государства в принятии Династии и Православия, а не в Орде. Критика евразийства за преобладающий географизм и гигантоманию известна по Ивану Ильину и едва ли требует повторения.
Терминологически, в схеме «премодерна» Империя – этнос – религия – иерархия правильнее использовать нацию вместо этноса (и обратно), понимая именно под нацией перечисленное: «непосредственная, бытовая идентичность Человека Традиции: это язык, обычаи, психология и культура, жизненная программа» (с.96, 98). Именно так следует по традиционной монархической теории национализма, а не из перегруженного заимствованиями иностранных выражений современного евразийства.
Пример теории Российского Имперского Союза, выходящий далеко за пределы России и даже Славянства, как программа-максимум, может быть принят во внимание, но программа далека от реализма. Первенствующее значение сейчас имеют вопросы русского национального спасения, большей частью в рамках РФ. Поэтому именно теория «третьего пути» сейчас наиболее реальна.
Авторы новой теории Российской Империи, можно сказать, делают попытку прийти на смену «Проекту Россия», докатившемуся в 4-й книге до самоуничтожительного раскрытия авторства и даже, подумать только! – до симулякра. «Проект Россия» давал мощный мотивирующий импульс, но не имел подробной теоретической разработки, всегда снижающей производимый внешний эффект, но необходимой для глубины.
Февраль 2013 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.